Зарубежные исследования об эффективном использовании диалогового обучения школьников
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Мускина Айнур Нурлановна
Организация: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области
Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Костанай
Автор: Истомина Наталья Семеновна
Организация: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области
Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Костанай
Современная действительность требуют изменения репродуктивного стиля преподавания и перехода к обновлению его содержания образования, позволяющего повысить познавательную активность школьников.
Главной задачей в рамках обновления содержания образования является внедрение новых современных технологий обучения. Современный урок должен быть ориентирован в первую очередь на деятельность ученика, на его умение учиться самостоятельно.
Наиболее эффективным походом в развитии у учащихся умения учиться является диалоговое обучение. О диалоговом обучении в своих научных исследованиях говорили Мерсер и Литлтон, о том, что диалог занимает центральное место на уроке и может способствовать интеллектуальному развитию и их результативности в обучении [2, стр.144 ]. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Благодаря использованию диалога в классе, учителя могут иметь огромное положительное влияние на качество образования детей.
Модель обучения Л.С. Выготского также предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Лидирующая роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей [2, стр.144].
Утверждение Л. Выготского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием Барнса (1971), который утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. [2, стр.146].
Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата в процессе «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.
В процессе диалогового обучения нужно учесть, что важны не только вопросы, которые задают учителя, но и те вопросы, которые возникают после ознакомления с ответами учащихся. Учитель должен использовать вопросы не только для того, чтобы увидеть знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность учащимся размышлять, развивать и расширять свое мышление. На уроках рекомендуется использовать систему вопросов при организации исследовательской беседы, стараясь направить обсуждение групп в направлении работы с информацией и раскрытие основных идей темы.
Вопросы нужно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация. Важно давать ученикам время отвечать и, по возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос.
Главное, что нужно сделать учителю, так это изменить подход к постановке вопросов, потому, что постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. [2, стр.146].
Современный урок должен носить диалогическое взаимодействие между педагогом и учащимися. Учитель должен уметь организовать беседу, дискуссию, проблемный диалог, поддерживать ответы учащихся во время диалога.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
• позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
• помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
• содействует аргументированию учениками своих идей;
• помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование диалогового обучения является одним из эффективных инструментов преподавания и обучения, помогающего школьникам учиться.
Литература
1. «Руководство для учителя» третий (базовый) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год.