Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей учащихся
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Титкова Жанна Викторовна
Организация: МОУ Красносельская средняя школа
Населенный пункт: Ульяновская область, п. Красносельск
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС?
• организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
К современным образовательным технологиям относятся:
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектные методы обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- технология развития «критического мышления»;
- коллективная система обучения;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дистанционного обучения;
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение
Большой интерес учащиеся 5-7 классов на уроках русского языка проявляют к игровым технологиям. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых, повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. С помощью игры активизируются творческие способности учащихся, развивается воображение, память, мышление.
На уроках литературы в 5-11 классах я использую метод проекта. Чем же интересна эта технология? Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой содержится:
- развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- способствует формированию ключевых компетентностей учащихся и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
- выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Результаты проектной деятельности - это рисунки, поделки, оформление стендов, выставок, доклады, рефераты, электронные презентации, видеоролики, спектакли, концерты. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
На уроках русского языка и литературы часто применяю технологию критического мышления. В основу этой технологии положен дидактический цикл, состоящий из трёх этапов. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
К функциям стадии «Вызов» относятся:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);
- информационная (активизация имеющихся знаний по теме);
- коммуникационная (обмен мнениями).
К функциям стадии « Рефлексия» относятся
- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции);
- мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению знаний).
Я использую следующие методические приёмы:
- Кластер
- Синквейн
- Эссе
- Групповая дискуссия
- Интеллектуальная разминка
- «Инсерт»
- «Корзина идей»
- « Круги по воде»
- « Взаимоопрос»
- «Перепутанные логические цепочки»
- « Перекрёстная дискуссия»
Информационно – коммуникативная технология используется на всех этапах урока:
- при объяснении нового материала,
- при закреплении знаний,
- при повторении,
- при контроле ЗУН
Таким образом, основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования, решить которые помогают новые педагогические технологии.
Используемая литература:
- Бабанский Ю.К. « Оптимизация процесса обучения», М.: Просвещение,2007 г.
- Никишина И.В. « Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе», Волгоград: « Учитель», 2009 г.
«Профессиональное образование», №8, 2011 г.